Дальневосточный стиль интерьера (китайская, японская)

China Дальневосточный стиль интерьера (китайская, японская)

Китайский стиль

 

Между двумя стилями — китайским и японским, которые можно объединить под названием «дальневосточные», европейцу легко обнаружить многочисленные черты сходства. Это неудивительно — ведь японская культура в течение длительного времени испытывала мощное влияние культуры китайской.

Однако различия между этими двумя стилями не менее существенны. И связано это прежде всего с условиями, в которых развивалась каждая из культур.

Маленькая перенаселенная Япония с довольно суровыми условиями жизни выработала цельный единый стиль, одно из главных отличий которого — аскетизм и приверженность внутренним ощущениям, а не внешним эффектам.
Вследствие этого создать убедительную стилизацию под японский стиль с помощью внешних эффектов практически невозможно. Прежде чем перестраивать интерьер в японском стиле, нужно проникнуться японским духом.
С китайским стилем дело обстоит иначе. Китайская культура включает в себя множество направлений и течений, которые существенно различаются как по месту своего возникновения и распространения, так и по времени. Однако цельность каждого из этих направлений не всегда важна даже для самих китайцев. Что касается европейцев, то лишь самые продвинутые из них, обустраивая свой дом, станут вникать в тонкости и следовать, к примеру, стилю династии Мин.

Для большинства европейцев существует лишь пестрый и многообразный «китайский стиль вообще». Этому стилю отнюдь не чужды внешние эффекты. поэтому для вполне приемлемой стилизации под китайский стиль достаточно насытить интерьер предметами, которые ассоциируются с Китаем. Картины на шелке, драпировки «с драконами да змеями», как пел Высоцкий, иероглифы на стенах, китайские вазы, китайские скульптуры и китайские фонарики — все это вполне способно создать антураж, совпадающий с представлениями среднего европейца о том, как должен выглядеть китайский интерьер. Но разумеется, такой интерьер будет далек от настоящего китайского стиля.
Специфику истинного китайского стиля определяет особый подход к организации пространства. В основе этого подхода лежит фэн-шуй. В Европе фэн-шуй чаще всего называют искусством, но как и многие другие явления, пришедшие с Востока (например, шахматы), его трудно с уверенностью отнести к какой-то определенной категории. Точно так же фэн-шуй можно назвать наукой или даже религией, но и это будет не совсем верно.

Фэн-шуй — это учение взаимосвязи всех вещей и явлений в пространстве, а также о связи человека со всем, что его окружает. У нас в России поверхностный подход к фэн-шуй нередко становится предметом для шуток (особенно этим славится сатирик Михаил Задорнов). Однако даже если не верить в то, что между вещами, людьми и пространством существует мистическая взаимосвязь, все равно нельзя не признать, что фэн-шуй способствует гармоничной организации пространства.
Эстетическая сторона фэн-шуй имеет высокую ценность вне зависимости от отношения к мистической составляющей. Интерьер, организованный в соответствии с принципами фэн-шуй — это прежде всего красиво.

Один из важнейших принципов фэн-шуй можно охарактеризовать, как отрицание прямолинейности. Прямым и острым углам, резким переходам нет места в китайском стиле. Конечно, в традиционных для Европы и России малогабаритных прямоугольных помещениях соблюсти этот принцип не так-то просто, но выход всегда можно найти. Драпировки, высокие вазы или скульптуры в углах, встроенная мебель, экономно использующая угловое пространство — все это поможет приблизить очертания комнаты к идеалу в китайском понимании.

Разумеется, изложить — пусть даже кратко — все принципы фэн-шуй в одной статье невозможно. Тот, кто хочет обустроить свой дом или комнату в китайском стиле, должен будет изучить их сам, начав с ознокомлением с соответствующим разделом нашего сайта. А основной вывод, который можно сделать в широком приближении, состоит в том, что китайский стиль — это явление широкое и многоплановое. К нему можно отнести как минимальную стилизацию использованием характерных акцентов — таких, как китайские фонарики, колокольчики, «музыка ветра» и картины на шелке, так и полное переустройство интерьера в соответствии с принципами фэн-шуй. Выбор вариантов почти столь же огромен, как сам Китай.

Японский стиль

 

japan Дальневосточный стиль интерьера (китайская, японская)

 

Япония – это страна с многовековой историей и самобытной, уникальной и многогранной культурой. В японском интерьере все направлено на гармонизацию сосуществования души человека с окружающим миром, на ее очищение от лишних эмоций и переживаний.

Это достигается стремлением к минимализму, максимальной функциональности интерьера, совершенству простых форм, использованию больших пространств при минимальном использовании изящных дополнений. Причем в японском интерьере преобладает естественность и натуральность, игра в основном на бежевых, жемчужных, песочных и молочных тонах.

Японский интерьер, как и японская архитектура в целом, имеет самобытный национальный независимый стиль с его неповторимыми элементами и решениями, которые, к сожалению, успели исчезнуть в современности и уступить место высоким технологиям.

Традиционный японский интерьер – это огромное светлое пространство, разбавленное национальными предметами интерьера, среди которых особое место занимали татами (своеобразная циновка из соломы). Размер их был около 2 кв. м и меняли татами не чаще 1-2 раз в год. На циновку японцы клали футон – матрац из натурального хлопка. Вместе с татами футон легко собирался и убирался, тем самым освобождая излюбленное свободное пространство. Вещи, посуду и разнообразный инвентарь японцы хранили в шкафах, которые они специально встраивали в стены и под пол опять же для экономии места.

Японская мебель, появившаяся до первой половины XVII в., называлась тансу. К ней относились распространённые дорожные сундуки и комоды на колёсиках, буфеты, шкафы-лестницы и многое другое.

Простота и функциональность японского интерьера явилась следствием капризного климата и сложных сейсмических условий. Именно поэтому здесь издревле использовались легкие конструкции. Вместо натурального камня применяют дерево, строят в основном легкие и открытые постройки, часто «мобильные», предпочитают раздвижные двери и перегородки из бумаги и бамбука (седзи).

Последние часто представляют собой настоящее произведение искусства, они отражают характер и душевное состояние хозяина и разделяют пространство японского дома на различные «функциональные зоны»: зону отдыха, зону работы и зону релаксации. Кроме того, японцы применяют мало металла в виду его недостатка. И национальный интерьер был проработан так, что использование металла либо излишне, либо негармонично с остальной обстановкой мебели.

Особую роль в интерьере японцы отводят освещению. По традиции японский дом освещают мягким, ненавязчивым, рассеянным светом по принципу луны, а не солнца как во всей Европе. Такой свет более утончённо подчёркивает изящные и уникальные предметы интерьера, указывая на их значимость.
Каждая функциональная зона имеет свое собственное освещение, идеально отвечающее ее назначению. Лампы для освещения изготовляют из дерева и рисовой бумаги, они представляют собой обычные лампочки в сферических или прямоугольных абажурах.
Японская мебель также имеет ряд особенностей. Она сохраняет идеальную гладкость и не осложняется фурнитурой, имеет прямые линии и углы, которые проходят и через весь интерьер. В нескольких местах жилища начертаны иероглифы, с разнообразными смыслами. Ещё одна отличительная особенность японского интерьера – это низкие столы с ещё более низкими стульями, впрочем, иногда даже и в них не нуждаются, а предпочитают просто сидеть на полу. Особая роль уделяется чистоте пола, ведь на нём японцы сидят, спят и даже иногда служит для приёма пищи.

Еще одной неотъемлемой деталью японского интерьера является икебана. Это своеобразные букеты с определенным смыслом, отражающие настроение хозяина или какое-либо событие жизни.
Японский интерьер – интерьер интроверта, человека, пытающегося отгородиться от суеты, которая происходит за окном их дома, не подверженные хаосу как в своих мыслях, так и в своих действиях, и способные заметить и разглядеть прекрасное в самом простом и обыденном.

 

Вернуться в раздел «Статьи»